МЕНЮ

Риелторы: загородный рынок нашел бюджетную замену элитным домам с бункерами

В России бункеры в загородных домах появились в 1990-е годы и были редкой опцией исключительно элитного сегмента. В настоящее время спрос на подобное жилье начали формировать и покупатели более бюджетного жилья, рассказали РИА Недвижимость эксперты.

Из крепости – в комнату досуга

Строительство в России частных домов со специальными укрепленными помещениями, по воспоминаниям учредителя экспертного клуба "Загородный девелопмент" Валерия Лукинова, началось в середине 1990-х. Тогда практиковали возведение двухслойных цоколей: с внешним слоем, способным выдерживать выстрел гранатомета прямой наводкой, и внутренним для страховки. В некоторых случаях между ними предусматривалось расстояние, где мог свободно перемещаться человек.

"В цоколях, которые хотели превратить в укрепсооружения, размещали оружейные комнаты, источники бесперебойного электропитания и системы воздухообмена. Здесь же находился запас еды и воды с расчетом на месячную осаду", – перечислил эксперт.

Ведущий юрист международной коллегии адвокатов "Бородин и партнеры" Евгений Вялых связал появление спроса на частные бункеры с запросами новой бизнес-элиты, сформированной в условиях нестабильной криминогенной обстановки и опасавшейся за свою жизнь.

Новый этап, ознаменованный становлением современного облика загородного рынка элитной недвижимости, по наблюдениям владельца международного агентства Nika Estate Виктора Садыгова, пришелся на 2000-2010-е годы, и в домах этого периода уже не встретишь цоколей, устойчивых к любой угрозе извне. Лукинов уточнил, что тенденция изменилась к 2005 году, когда подвальные этажи начали использовать не только для оборонительных, но и хозяйственных целей, оборудуя на освободившихся площадях сауны, винные погреба и холодильники для шуб. Постепенно владельцы элитной недвижимости становились рациональнее, площади домов – меньше, а цоколи-бункеры оснащались все реже.

"Небольшие всплески спроса на дома с укрепсооружениями фиксировались в 2018-2019 и 2022-2024 годах. Они являлись в большей степени исключением, чем правилом. Сейчас изредка регистрируются заказы на строительство жилья бизнес-класса с цоколями-бункерами. В основном речь идет о домах площадью от 300 до 400 "квадратов", – рассказал Лукинов.

Бункер по цене коттеджа

Коммерческий директор девелопера "ФСК Family" Анна Комарова подтвердила редкость домов с бункерами на рынке элитной загородной недвижимости Подмосковья, которые, как правило, строятся под себя и редко выходят в открытую продажу. Основной спрос на такую недвижимость формируют состоятельные клиенты, для кого обеспечение безопасности имеет первостепенное значение: бизнесмены, публичные и медийные личности. Бренд-директор риелторской компании "Миэль" Ева Снеговская дополнила перечень потенциальных заказчиков желающими подчеркнуть уникальность дома. Сосредоточены эксклюзивные лоты на престижных направлениях – Рублёвке, Новой Риге и в их окрестностях.

"В загородных резиденциях высокого класса укреппомещения проектируют заранее и интегрируют в архитектуру. Они предусмотрены, как правило, для семьи из четырех-восьми человек, иногда с персоналом. Основная задача – обеспечить укрытие на несколько суток при отключении внешних коммуникаций. Обязательные элементы – вентиляция с фильтрацией, автономное питание, герметичные двери, запасы воды и еды, средства связи. Иногда добавляют санузел и небольшую зону отдыха", – сообщила Снеговская.

Директор управления элитной недвижимости компании "Метриум премиум" Анна Раджабова убеждена, что построенные в наши дни даже хорошо укрепленные цоколи в частных домах могут обезопасить, например, от БПЛА, но коэффициент их устойчивости не рассчитан на глобальные потрясения.

Вместе с тем, создание таких объектов слишком дорогостояще. Раджабова сопоставила затраты с себестоимостью коттеджа. Комарова измеряет стоимость полноценного проекта с инженерными системами, вентиляцией и гидроизоляцией сотнями тысяч долларов. А член правления Ассоциации агентств элитной недвижимости Ирина Жарова-Райт назвала стоимость подобного подземного строительства с учетом необходимой инфраструктуры жизнеобеспечения в десятки раз превышающей разумное и достаточное финансирование. Частному инвестору, не готовому тратить миллиарды, такие проекты недоступны, подчеркнула она.

Несмотря на дороговизну и нишевость затей по обустройству частных бункеров, Снеговская констатировала, что подобные лоты стали появляться и в более доступном сегменте. Сейчас на "Циане" и "Авито" можно найти объявления о продаже домов с подвалами, позиционируемыми как бомбоубежища. Например, в Ступине на юге Московской области реализуют дом с таким помещением за 6,8 миллиона рублей. Консультант признает, в подобных случаях речь идет не о специализированном сооружении, а об обычном подвале с усиленными стенами или металлической дверью.
Опрошенные риелторы сходятся во мнении, что продавцы, прибегая к такой маркетинговой уловке, стремятся привлечь внимание к лоту, подкупая потенциального покупателя исключительностью объекта.
В компании "Миэль" добавили, что встречаются на рынке и другие надежные, но менее затратные, чем бункеры, решения. Так, среди владельцев дорогих домов востребованы panic rooms – компактные защищенные комнаты внутри дома с усиленными стенами, скрытыми дверями и отдельной связью – и модульные убежища, которые устанавливаются отдельно на участке и не требуют сложного строительства.

Источник:  https://realty.ria.ru/20251108/bunkery-2052997394.html